Закон Республики Казахстан от 15 июля 1997 года N 162-1 Об особо охраняемых природных территориях
Прислано muhomor67 июня 25 2009 16:38:32
Закон Республики Казахстан от 15 июля 1997 года N 162-1
Об особо охраняемых природных территориях

(с изменениями, внесенными в соответствии с Законами РК от 11.05.99 г. N
381-1; от 23.01.01 г. N 151-II; от 24.12.01 г. N 276-II; от 25.05.04 г. N
553-II; от 20.12.04 г. N 13-III)

Особо охраняемые природные территории и находящиеся на них объекты окружающей среды, имеющие особую экологическую, научную и культурную ценность, являются национальным достоянием Республики Казахстан.
Настоящий Закон определяет правовые, экономические, социальные и организационные основы деятельности особо охраняемых природных территорий.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие особо охраняемых природных территорий
Особо охраняемые природные территории - участки земель, вод, лесов и недр с правовым режимом особой охраны либо регулируемым режимом хозяйственной деятельности, обеспечивающие сохранение и восстановление государственного природно-заповедного фонда.
Статья 2. Государственный природно-заповедный фонд
1. Государственный природно-заповедный фонд - совокупность взятых под государственную охрану объектов окружающей среды, которые имеют особую экологическую, научную и культурную ценность в качестве природных эталонов, уникумов и реликтов генетического резерва, предмета научных исследований, просвещения, образования, туризма и рекреации.
2. Исключен в соответствии с Законом РК от 23.01.01 г. N 151-II
Статья 3. Законодательство Республики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий
1. Законодательство Республики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий регулирует общественные отношения с целью охраны и восстановления государственного природно-заповедного фонда, организации и рационального использования особо охраняемых природных территорий, укрепления в этой сфере законности.
2. Законодательство Республики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Закона Республики Казахстан "Об охране окружающей Среды", настоящего Закона, других законодательных и иных нормативных правовых актов.
Статья 4. Принципы законодательства Республики Казахстан об особо охраняемых природных территориях
Законодательство Республики Казахстан об особо охраняемых природных территориях основывается на следующих принципах:
сохранения государственного природно-заповедного фонда, биологического разнообразия и естественных экологических систем;
целевого использования особо охраняемых природных территорий;
рационального использования особо охраняемых природных территорий в целях развития науки, культуры, просвещения и образования;
развития туризма и рекреации с учетом социально-экономических факторов и интересов местного населения;
государственной поддержки мероприятий по использованию и охране особо охраняемых природных территорий;
государственного регулирования и контроля в области особо охраняемых природных территорий;
платности использования особо охраняемых природных территорий;
возмещения ущерба, причиненного нарушением законодательства об особо охраняемых природных территориях;
участия населения и общественных объединений в области особо охраняемых природных территорий;
доступности информации о состоянии государственного природно-заповедного фонда и особо охраняемых природных территорий;
международного сотрудничества на основе международного права.
Статья 5. Собственность на особо охраняемые природные территории
Особо охраняемые природные территории находятся в государственной собственности.
Земельные участки и расположенные на них объекты государственного природно-заповедного фонда приватизации не подлежат.

Глава 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В
ОБЛАСТИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ


Статья 6. Права и обязанности граждан в области особо охраняемых природных территорий
1. Граждане имеют право:
пользоваться в установленном порядке особо охраняемыми природными территориями, участвовать в мероприятиях по охране и восстановлению государственного природно-заповедного фонда;
создавать общественные объединения и общественные фонды особо охраняемых природных территорий;
вносить предложения по созданию особо охраняемых природных территорий;
принимать участие в общественной экспертизе по особо охраняемым природным территориям;
обращаться в государственные органы и организации с письмами, жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам особо охраняемых природных территорий, требовать их рассмотрения.
2. Граждане обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам, соблюдать законодательство об особо охраняемых природных территориях.
3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности в области особо охраняемых природных территорий, установленные для граждан Республики Казахстан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами, ратифицированными Республики Казахстан.
Статья 7. Права и обязанности общественных объединений в области особо охраняемых природных территорий
1. Общественные объединения имеют право:
разрабатывать и пропагандировать программы по особо охраняемым природным территориям, защищать права и интересы граждан, привлекать их на добровольных началах к активной деятельности в области заповедного дела;
вносить предложения в уполномоченные органы о разработке и принятии нормативных правовых актов по вопросам особо охраняемых природных территорий;
вносить предложения и участвовать в разработке программ развития и размещения, обоснований по созданию особо охраняемых природных территорий;
требовать проведения государственных экспертиз и проводить общественную экспертизу по особо охраняемым природным территориям;
участвовать в установленном порядке в работах по охране, восстановлению и использованию государственного природно-заповедного фонда на особо охраняемых природных территориях;
осуществлять общественный контроль по особо охраняемым природным территориям;
создавать общественные фонды особо охраняемых природных территорий;
получать в установленном порядке от государственных органов и организаций информацию об особо охраняемых природных территориях;
ставить вопросы о привлечении к ответственности виновных организаций, должностных лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного гражданам вследствие нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях;
реализовывать в установленном порядке другие свои права, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами.
2. Общественные объединения обязаны осуществлять свою деятельность в области особо охраняемых природных территорий в соответствии с законодательством Республики Казахстан..

Глава 3. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ
ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ


Статья 8. Компетенция Правительства Республики Казахстан
Правительство Республики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий:
разрабатывает основные положения единой государственной политики, стратегические и тактические меры по ее осуществлению;
руководит деятельностью центральных и местных исполнительных органов, обеспечивает исполнение ими законов, актов Президента и Правительства Республики Казахстан;
определяет уполномоченный орган в области особо охраняемых природных территорий;
утверждает перечни особо охраняемых природных территорий республиканского и международного значения;
определяет порядок отнесения земель к особо охраняемым природным территориям и резервирования земель для создания особо охраняемых природных территорий;
утверждает программы развития особо охраняемых природных территорий;
организует особо охраняемые природные территории республиканского значения;
определяет порядок сноса (выноса) посторонних зданий, сооружений и объектов на особо охраняемых природных территориях, изъятия (выкупа) земельных участков для создания и расширения особо охраняемых природных территорий из земель всех категорий, предоставления в аренду земельных участков, зданий и сооружений на особо охраняемых природных территориях для научной, туристической и рекреационной деятельности;
определяет порядок и условия взимания платы за использование этих территорий и услуги, оказываемые ими, в соответствии с настоящим Законом;
определяет порядок ведения государственного учета и государственного кадастра особо охраняемых природных территорий;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 9. Компетенция уполномоченного органа в области особо охраняемых природных территорий
Уполномоченный орган в области особо охраняемых природных территорий:
разрабатывает программы по развитию особо охраняемых природных территорий;
осуществляет методическое руководство в области заповедного дела и особо охраняемых природных территорий;
разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты в области особо охраняемых природных территорий;
ведет государственный учет и государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, Красную книгу Республики Казахстан;
осуществляет государственный контроль в области особо охраняемых природных территорий;
утверждает методики по разработке естественнонаучных и технико-экономических обоснований;
организует разработку естественнонаучных и технико-экономических обоснований по созданию особо охраняемых природных территорий республиканского значения и направляет их на государственную экологическую экспертизу;
утверждает индивидуальные положения об особо охраняемых природных территориях, созданных в форме государственных учреждений, находящихся в его ведении;
регистрирует паспорта особо охраняемых природных территорий;
организует и обеспечивает функционирование особо охраняемых природных территорий, находящихся в его ведении;
осуществляет международное сотрудничество в области особо охраняемых природных территорий.
Статья 10. Компетенция иных центральных исполнительных органов, в ведении которых находятся особо охраняемые природные территории
Иные центральные исполнительные органы, в ведении которых находятся особо охраняемые природные территории:
участвуют в разработке и выполнении программ в области особо охраняемых природных территорий;
организуют разработку естественнонаучных и технико-экономических обоснований по созданию особо охраняемых природных территорий, обеспечивают проведение государственной экологической экспертизы и утверждают их по согласованию с уполномоченным органом в области особо охраняемых природных территорий;
по согласованию с уполномоченным органом в области особо охраняемых природных территорий утверждают индивидуальные положения об особо охраняемых природных территориях, созданных в форме государственных учреждений, находящихся в их ведении, составляют и направляют на регистрацию паспорта особо охраняемых природных территорий;
организуют и обеспечивают функционирование особо охраняемых природных территорий, находящихся в их ведении;
участвуют в ведении государственного учета и государственного кадастра по особо охраняемым природным территориям, находящимся в их ведении;
создают службы охраны и осуществляют государственный контроль по особо охраняемым природным территориям, находящимся в их ведении;
осуществляют международное сотрудничество в области особо охраняемых природных территорий.
Статья 11. Компетенция местных представительных и исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы)
1. Местные представительные органы областей (города республиканского значения, столицы):
рассматривают и согласовывают программы развития особо охраняемых природных территорий местного значения;
заслушивают отчеты руководителей исполнительных органов о состоянии и деятельности находящихся в их ведении особо охраняемых природных территорий, расположенных в пределах соответствующих административно-территориальных единиц;
принимают в пределах своей компетенции обязательные правила по охране объектов государственного природно-заповедного фонда и режимам охраны особо охраняемых природных территорий. Правила вступают в силу не менее чем через две недели после их обнародования;
по представлению местных исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы) устанавливают ставки платы за использование особо охраняемых природных территорий местного значения.
2. Местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы):
осуществляют государственный контроль за состоянием и деятельностью особо охраняемых природных территорий местного значения;
вносят предложения по программам развития особо охраняемых природных территорий, согласовывают обоснования по созданию этих территорий;
утверждают по согласованию с уполномоченным органом в области особо охраняемых природных территорий перечни объектов государственного природно-заповедного фонда и особо охраняемых природных территорий местного значения;
обеспечивают в установленном порядке резервирование земель под особо охраняемые природные территории;
принимают решения по установлению охранных зон вокруг особо охраняемых природных территорий с запрещением в пределах этих зон любой деятельности, отрицательно влияющей на состояние экологических систем этих территорий;
организуют особо охраняемые природные территории местного значения;
обеспечивают финансирование мероприятий по особо охраняемым природным территориям местного значения из средств местных бюджетов;
представляют на утверждение местным представительным органам областей (города республиканского значения, столицы) ставки платы за использование особо охраняемых природных территорий местного значения.

Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ


Статья 12. Объекты государственного природно-заповедного фонда и виды особо охраняемых природных территорий
1. В государственный природно-заповедный фонд включаются следующие объекты:
зоологические - редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных, ценные виды животных, типичные, уникальные и редкие сообщества животных;
ботанические - редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений, ценные виды растений, типичные, уникальные и редкие сообщества растений;
лесные - леса особо охраняемых природных территорий, оригинальные образцы лесокультурного производства и полезащитного лесоразведения;
дендрологические - отдельные деревья или их группы, имеющие научное и культурно-историческое значение, оригинальные образцы садово-парковой культуры;
водно-болотные угодья, имеющие международное значение, - естественные и искусственные водоемы, включая морские акватории, служащие в качестве местообитаний типичной флоры и фауны, особенно водоплавающих птиц;
геологические, геоморфологические и гидрогеологические - участки недр, представляющие особую экологическую, научную, культурную и иную ценность;
почвенные - типичные, уникальные и редкие почвы в различных почвенных зонах;
ландшафтные - типичные, уникальные и редкие ландшафты, эталонные участки нетронутой природы, ландшафты, имеющие особое рекреационное значение;
водоемы, имеющие особое государственное значение или особую научную ценность.
2. В Республике Казахстан, в зависимости от целей создания, режимов охраны и особенностей использования объектов государственного природно-заповедного фонда, создаются следующие виды особо охраняемых природных территорий:
государственные природные заповедники, включая биосферные;
государственные национальные природные парки;
государственные природные резерваты;
государственные природные парки;
государственные памятники природы;
государственные заповедные зоны;
государственные природные заказники;
государственные зоологические парки;
государственные ботанические сады;
государственные дендрологические парки;
государственные природные заповедники-сепортеры.
Законодательством Республики Казахстан могут быть предусмотрены и иные виды особо охраняемых природных территорий.
Статья 13. Категории особо охраняемых природных территорий
1. В зависимости от ценности объектов государственного природно-заповедного фонда особо охраняемые природные территории подразделяются по категориям на особо охраняемые природные территории местного и республиканского значения.
2. Исключение особо охраняемых природных территорий из перечней особо охраняемых природных территорий местного значения допускается только по решениям местных исполнительных органов, согласованным с уполномоченным органом в области особо охраняемых природных территорий, а из перечней особо охраняемых природных территорий республиканского значения - только по постановлениям Правительства Республики Казахстан.